Томатные страдания | Печать |
Новости - Общество
14.08.2017 06:03

Парадоксы украинского рынка: покупатели жалуются на дороговизну товара, а производители недовольны слишком низкими закупочными ценами на него. Домохозяйки Херсонщины ворчат, что на базарах и в супермаркетах розничная стоимость помидоров, сладкого перца, баклажанов застыла на отметке 14—15 гри­вен за килограмм и в разгар сезона снижается слишком медленно. Аграрии же говорят, что оптом те же овощи удается продать лишь по 3—5 гривен — лишь немногим выше себестоимости. И это в лучшем случае: на оптовых рынках области бывают дни, когда за килограмм помидоров больше 1,3—1,5 гривен не дают.

Везти их за десятки километров становится просто не выгодно. Так что часть урожая попросту остается гнить в поле либо его выбрасывают из машин, вообще не сумев продать — социальные сети пестрят фотоснимками разлагающихся куч огурцов и помидоров на обочинах дорог.

— Наше хозяйство сейчас может поставлять в торговую сеть по 10 тонн полевых помидоров в сутки. Но заказчики готовы платить всего по 4 грив­ни за килограмм с нашей до­ставкой — то есть, в конечном счете, выходит не больше трех гривен. А это на грани себе­стоимости. Вдобавок, все продать не удается, и часть созревших томатов так и перегнивает в поле, — сожалеет директор фермерского хозяйства ‘’Зоря Каховщины’’, вице-президент Ассоциации фермеров Украины Леонид Кириченко. — Цены у нас как диктовали, так и диктуют перекупщики. Да и спрос на овощи из-за продолжительной жары в целом снизился: кухни превращаются в ‘’мартен’’, и хозяйки в городских квартирах не рискуют в такую знойную погоду заниматься консервацией.

Информация к размышлению. Прогноз на урожай овощей в 2017 году на Херсонщине составляет 1,3 миллиона тонн. Урожай бахчевых культур может достигнуть 270 тысяч тонн. Данные департамента агропромышленного развития облгосадминистрации.

Выбор у овощеводов Херсонщины есть. Мелким и средним хозяйствам предстоит либо и дальше мириться с экономиче­ским диктатом посредников и отдавать им львиную долю прибылей, либо создавать объединения, которые будут сами налаживать реализацию продукции. Но для этого нужно проходить регистрацию, обустраивать современные хранилища, закупать тару и транспорт, разрабатывать товарные знаки. А все это затраты, под которые нужно брать кредит или вкладывать собственные деньги. Для этого, по всей видимости, наши аграрии пока не созрели — ни одного ‘’овощного’’ кооператива в области за по­след­ние несколько лет пока так и не появилось.

Сергей ЯНОВСКИЙ.