Часть убытков пассажирских перевозок «Укрзализныци» в 2025 году — 13 млрд грн — будет покрыта за счёт резервного фонда госбюджета. Это позволит временно не повышать тарифы для пассажиров.
Об этом сообщает NewDay со ссылкой на председателя правления АО «Укрзализныця» Александра Перцовского и министра финансов Сергея Марченко в комментариях для СМИ.
По данным Перцовского, в 2025-м доходы от дальних пассажирских перевозок составят около 7 млрд грн при расходах порядка 20 млрд грн. «Разницу компенсируют из госбюджета», — уточнил он. Марченко добавил, что средства направят из резервного фонда.
Почему растут убытки
Глава «Укрзализныци» объяснил ухудшение финансовых показателей тем, что второй год подряд доходы от грузовых перевозок не перекрывают минусы пассажирского сегмента. В 2024 году убытки были умеренными, однако в текущем году они заметно увеличились из-за ситуации на фронте и снижения перевозок угля и металлопродукции, что связано с падением производства и повреждениями предприятий.
Тарифы: что дальше
На 2025 год повышение стоимости билетов в социальном сегменте не планируется. Вместо индексации тарифов компания и правительство намерены поэтапно внедрять механизм ПСО (Public Service Obligations) — обязательств по оказанию общественно значимых услуг, чтобы системно финансировать пассажирские перевозки.
Новая модель финансирования
После запуска ПСО предполагается скорректировать государственный бюджет и предусмотреть целевую компенсацию убытков «Укрзализныци». По оценке Перцовского, в 2026 году объём бюджетной поддержки может достигнуть 16 млрд грн.
Ранее мы детально рассказывали о новой программе «УЗ-3000» от «Укрзализныци».
